Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 67 человек

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Дата: 22 июня 2014 в 20:25, Обновлено 4 мая 2016 в 14:37

 

 

 

Планирование образовательного процесса

в учреждениях дошкольного образования

(Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь к 2015/2016 учебному году)

План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты:

Годовые задачи учреждения дошкольного образования.

Научно­методическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных научно­методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь).

Список детей по подгруппам (с учетом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников; подгруппы детей могут изменяться в течение года).

Циклограмма совместной деятельности педагога с воспитанниками в течение дня (содержание деятельности с воспитанниками в первую и вторую половины дня).

Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по психолого­педагогическому образованию родителей и включению их в образовательный процесс).

Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе ежедневных наблюдений педагога и с учетом результатов детской деятельности. Коррекционно­развивающая работа планируется и осуществляется педагогом­психологом, учителем­дефектологом).

Закаливание (основные виды закаливания планируются
с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования).

Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1­й и 2­й прогулках, активный отдых).

Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие).

Планируется по образовательным областям на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются: образовательная область и вид занятия; тема занятия; программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные); источники планирования. Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет определенное своеобразие. При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать программные задачи применительно к каждому возрасту; предусмотреть дифференцированные задания для детей.

Нерегламентированную деятельность воспитанников (виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная — в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая).

В учреждениях дошкольного образования рекомендуется часть структурных компонентов плана (годовые задачи учреждения дошкольного образования; научно­методическое обеспечение; список воспитанников по подгруппам; циклограмма совместной деятельности педагога с воспитанниками в течение дня; взаимодействие с семьей; индивидуальная работа с воспитанниками; закаливание; двигательная активность) планировать на год, полугодие, месяц, а часть (специально организованная и нерегламентированная деятельность) планировать на каждый день недели месяца.

При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий.

Изменение занятий может заключаться в:

постепенном преподнесении новой информации;

смене дидактического материала;

использовании новых методических приемов и др.

 

 

«Особенности проведения летней прогулки»

 

Летнюю работу в ДУ принято называть оздоровительной. Этим определяется ее основная цель. Важно максимально использовать летний период для укрепления здоровья и отдыха детей. Необходимо заранее подготовиться к предстоящему летнему периоду:

Прогулка летом отличается некоторыми особенностями. Значительно увеличивается пребывание детей на улице (до 3,5- 4 часов), поэтому необходимо заранее продумывать деятельность взрослых и детей на прогулке:

Особое место для всестороннего развития детей имеют наблюдения в природе. У каждого летнего месяца есть свои характерные особенности, и воспитатель должен знать последовательность наступления тех или иных явлений, чтобы организовать интересные наблюдения с детьми.

Экскурсии и походы в природу имеют большую педагогическую ценность: они дают детям много новых впечатлений, расширяют их кругозор, вызывают радостное, бодрое настроение. Для их проведения нужно хорошо изучить ближайшее природное окружение. Начинаются целевые прогулки в места, расположенные в непосредственной близости от детского сада. Постепенно расстояние до места прогулки увеличивается. Прогулка становится все продолжительнее. И каждый раз воспитатель ставит перед детьми увлекательную цель. Цель прогулки делает наблюдения детей более осознанными и глубокими. Важно, чтобы на каждой такой прогулке дети узнали что-то новое, интересное. Прогулки в природу проводятся во всех группах детского сада в отличие от экскурсий, которые проводятся с детьми начиная со средней группы.

Организация экскурсии сложнее, так как требует более тщательной подготовки. Необходимо осмотреть место экскурсии, чтобы можно было заранее предусмотреть, что лучше показать детям, как их расставить, где лучше расположиться для отдыха. Заранее нужно приготовить и соответствующее оборудование (баночки, ведерки, водные сачки и т. д.).

Готовясь к экскурсии, воспитатель должен предусмотреть весь ее ход: начало, приемы, способствующие активизации детей, конец экскурсии.

Экскурсия в природу будет успешной, если воспитатель не только рассказывает что- то новое, но и опирается на опыт детей, вопросами заставляя их подумать, найти ответ, присмотреться, т. е. создает проблемные ситуации.

Рекомендуется проводить повторные прогулки и экскурсии в одно и тоже место, т. к. это во многом способствует развитию у детей наблюдательности, любознательности. Важно при этом сосредоточить внимание детей на тех изменениях, которые произошли в природе.

После каждой прогулки, похода необходимо осмотреть детей на наличие клеща; учить детей осматривать друг друга.

Игры на прогулке. Летом игра занимает большое место в жизни детей. Близость к природе, солнце, тепло, пребывание на воздухе – все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре. Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр. Обилие разнообразного природного материала - песка, воды, шишек, веток, желудей, камешков и т. д. - способствует развитию творческого замысла в игре, осуществлению задуманного сюжета. Тематика игр летом значительно богаче и разнообразнее. Особенно важно летом использовать игру для создания у детей хорошего настроения, чувства удовлетворенности, бодрости, ведь в этом залог здоровья, хорошего отдыха и полноценного развития ребенка.

 Важной предпосылкой для организации игровой деятельности является создание среды. На групповых участках создаются условия для всех видов игр.

Размещая на участке различные сооружения и приспособления для игр, необходимо оставить просторную площадку для свободной деятельности детей, подвижных игр и игр с моторными игрушками.

С большим удовольствием дети играют в сюжетно- ролевые игры в уютных беседках, под навесами, в домиках. Хорошо иметь на групповых участках несложные конструкции – самолет, ракета, автобус и др.

Особого оборудования и места требуют игры с водой и песком - песочница с навесом и крышкой, емкости для воды, игрушки для игры с песком. Песок требует систематического ухода: его нужно ежедневно вскапывать, поливать, очищать от мусора.

Дети любят играть «в театр». Для этого хорошо иметь ширму с красивыми яркими занавесками и место, где можно разместить ширму и столик для игрушечных декораций и персонажей.

Летом особенно важно следить за чистотой игрушек и материалов – их необходимо ежедневно мыть.

Организуя игровую деятельность детей в течение дня, следует учитывать погоду. В жаркую погоду дети должны играть в более спокойные игры. Проводить их нужно в затененных местах участка. В это время хороши игры с водой, пускание мыльных пузырей, настольные игры. В пасмурные дни должно быть больше подвижных спортивных игр.

Важно вызывать интерес детей ко всем видам игр, так как разнообразие игр и их разумное сочетание способствуют разностороннему развитию.

Труд. Помня, какое огромное значение имеет целенаправленная деятельность для формирования личности ребенка, воспитатель находит немало дел, к которым можно привлечь малышей. Каждый ребенок должен иметь определенные обязанности. Это, прежде всего, дежурства, в которых принимают участие все дети (по столовой, по уголку природы).

Большую радость доставляет детям труд в природе. Малыши сажают лук, сеют бобы, фасоль, горох, кукурузу, подсолнух на огороде, цветы на клумбе, поливают грядки. С не меньшим интересом они рвут траву для животных уголка природы, собирают шишки для игры и поделок, срезают лук на огороде.

Развлечения. В летнее время развлечения помогают педагогу в доступной и интересной форме решить серьезные воспитательные задачи. Радостные эмоции поднимают жизненный тонус, создают бодрое настроение, положительно влияют на укрепление нервной системы ребенка. Развлечения можно проводить и в группе. Составляется план музыкальных и спортивных развлечений, в которых участвуют взрослые и дети.

 

 

 

Дзіцячы фальклор як частка нацыянальнай духоўнай культуры.

 

Народная творчасць. Цяжка знайсці больш каштоўны матэрыял для развіцця мастацкіх здольнасцей дзяцей, чым беларускія казкі, песні, гульні, прадметы дэкаратыўна-прыкладнога мастацтва. Дзякуючы ім дзеці пачынаюць разумець прыгажосць беларускага арнаменту, незвычайны каларыт народных песень, хараство карагода.

Захапленне народнай творчасцю стварае ўмовы для праяўлення ў дзяцей творчага пачатку. Яны адлюстройваюць свае ўражанні ў розных малюнках, аплікацыях, вырабах, інсцэніруюць беларускія народныя казкі.

І цяжка тут аддаць перавагу якому-небудзь віду народнай творцасці. Важны яны ўсе. Пры гэтым дзяцей  трэба знаёміць з такімі народнымі гульнямі, песнямі, казкамі, танцамі, якія ім зразумелыя і цікавыя, адпавядаюць нашым сённяшнім эстэтычным патрабаванням.

Ужо ў першыя гады жыцця дзіцяці, гады вострай успрымальнасці, фарміруюцца тыя пачуцці, рысы характару, якія звязваюць яго са сваім народам. Родная мова, якую засвойвае дзіця, знаёмічыся з народнымі песнямі, казкамі, гульнямі, з’яўляецца тым падмуркам, на якім вырастае потым пачуццё любові да свайго краю.

Свет казак, песень, гульняў зразумелы дзецям з маленства, таму што адпавядае іх светаўспрыманню, мысленню. Вобразы гэтых твораў выхоўваюць у іх мужнасць, дабрыню, высакароднасць пачуццяў, спрытнасць, кемлівасць, і мнгія іншыя якасці.

З інтарэсам успрымаюць дзеці кароткі змест прымавак, дражнілак, казак, калыханак. Іх мова становіцца больш выразнай, рухі свабоднымі, арыентацыя ў прасторы ўпэўненай.

Як вядома, дзеці ўспрымаюць навакольны свет цэласна, неразрыўна. Фальклор жа, як сінкрэтычнае мастацтва, якраз і адпавядае дзіцячаму светаўспрыманню рэчаіснасці. Таму нельга недаацэньваць народную традыцыйную творчасць у комплексным выхаванні дашкольнага ўзросту, якое спрыяе больш высокаму ўзроўню  засваення разнастайных ведаў.

 

Зам.зав. по ОД

Рогачевская Е.М.

 

Консультация для педагогов

 

Цель: Систематизировать знания педагогов по организации проведения прогулок в летний оздоровительный период.

 

Прекрасная пора – лето! Оно дает возможность наполнить детей яркими впечатлениями, открытиями, неожиданностями, удовольствием и красотой. Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Основная задача педагога при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении.

Летние деньки для педагогов – это обыкновенные рабочие будни, иногда требующие даже большего нервного и физического  напряжения. Именно летом для них открывается возможность проявить свое творчество, артистизм, инициативу, раскрыть свои способности.

Организация деятельности детей в детском саду в летнее время имеет свою специфику и определяется задачами воспитания в дошкольном учреждении.

Содержание педагогической работы в этот период должно быть направлено на создание оптимальных условий для активного отдыха детей, увеличение двигательной активности, обеспечение  мер по укреплению здоровья, закаливанию организма и так далее.

Центральное место занимает режим дня. Для достижения оздоровительного эффекта в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе, соответствующая  возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

Вся деятельность детей в летний период переносится на улицу. Началом успешного дня является утро радостных встреч. Научите детей встречать грядущий день с улыбки и хорошими мыслями, ведь утренняя улыбка заряжает бодростью и хорошим настроением на весь день.  

Одним из важнейших вопросов в работе в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом.

Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов.

Какие формы работы могут соответствовать этим условиям?

Игровые часы.

Во время игрового часа дети знакомятся с различными играми (народными и современными). Как показывает практика, современные малыши часто не знают таких игр, как "Бояре" и т.д. У старших дошкольников интерес вызывают лото, шашки, шахматы и т. д. Разучивание этих игр с детьми и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащают детский досуг.

Игры и развлечения – непременные спутники жизни каждого ребёнка. Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие – ролевые, строительные, музыкальные, игры – драматизации, игры - пантомимы и т.д. Именно летом предоставляются наиболее благоприятные возможности для разнообразной игровой деятельности детей, развития и расширения их творческих способностей.

Игры – путешествия.

Игра – путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания.

Музыкальные часы.

Это время самой разнообразной деятельности: дети могут разучивать новые песни, петь те, которые им хорошо знакомы, танцевать, играть в музыкальные игры и. д.

 

Кружки.

Наибольшей популярностью у детей пользуются кружки, где есть возможность освоить какие – то навыки практической деятельности и самостоятельно изготовить поделки.

Выставки.

К организации выставки можно привлечь как детей, так и родителей.

Летние праздники.

Настоящий клад для организации летнего досуга детей – народные праздники. Они выполняют функцию приобщения детей к богатствам родной культуры.

В летнее время на улице с детьми можно организовать продуктивную образовательную деятельность (рисование, аппликация, оригами, лепка и т.д.) Для этого на участке должны быть созданы соответствующие  условия (устойчивые столы, стулья, выносные мольберты). Тематика продуктивной деятельности может быть самой разнообразной.

Знакомство с окружающей действительностью, наблюдение за природой летом, организация совместной деятельности взрослых и детей создают благоприятные условия для развития коммуникативных качеств у дошкольников.

Большое внимание должно быть уделено чтению художественной литературы, рассказыванию сказок, организации игр – драматизаций.

Нельзя забывать и о трудовой деятельности: закрепление навыков самообслуживания, организации трудовых поручений, дежурств. Старших детей можно привлекать к помощи младшим воспитанникам, хозяйственно – бытовому труду.

Лето – благоприятный период для реализации программных задач по ОБЖ и формированию у воспитанников культурно-гигиенических навыков.

Особое внимание в летний период должно быть уделено познавательно-исследовательской деятельности: наблюдениям на прогулке за явлениями живой и неживой природы (состоянием почвы, температурой воздуха, осадками), построению взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы, экспериментированию (с водой и песком), коллекционированию, моделированию, решению проблемных ситуаций.

Нужно так подготовить и организовать жизнедеятельность детей в летний период, чтобы они смогли увидеть необычное в обычном, возможное в невозможном, чувствовали любовь и заботу, жили в мире радости, красоты, интересных дел, игры и сказок.

                                                                                                    

Зам.зав. по ОД

Рогачевская Е.М

В апреле месяце в дошкольном учреждении прошли курсы для воспитателей дошкольного образования.

Организационная часть включала в себя:

 - визитную карточку ГУО «Ясли-сад №27» (заведующий ГУО «Ясли-сад №27»Немец Е.Е.)

 - определение темы базовых курсов (заместитель заведующего по основной деятельности Рогачевская Е.М.)

Практическая часть включала:

- занятие по образовательной области «Ребёнок и общество» в средней группе

«Азбука культурного питания», которое показала  воспитатель дошкольного образования первой  категории Далинчук Н.В.

– занятие по образовательной области «Ребёнок и общество» в старшей группе «О посуде всё мы знаем» - воспитатель дошкольного образования высшей категории Трахимчик Е.Н.

- мультимедийная викторина;

- презентация костюмов для дежурных по  столовой.     

 

Консультации для воспитателей.

Работоспособность – важный  показатель готовности к школе.

Что должны знать родители детей, которые пойдут в первый класс? На что в первую очередь должны обратить их внимание воспитатели и учителя? Особое внимание следует обратить на физическое развитие детей. Родителям надо объяснить, что если ребенок физически здоров, не имеет отклонений в развитии, он может успешно учиться и усваивать программу 1 класса, довольно большая умственная нагрузка не вызовет у него нервного и физического утомления.
Итак, первое условие-готовность ребенка к новому периоду в его жизни, к новым требованиям и рабочим нагрузкам по уровню общего физического и психического развития. 
Объясняя предстоящие задачи обучения детей, надо рассказать родителям о специфике психического , физического, умственного развития семилеток. 
Второе и очень важное условие - психологическая готовность ребенка к обучению. Ребенок охотно придет в первый класс школы и будет успешно учиться, если у него сформирована готовность к обучению. К сожалению, суть подготовки к обучению в школе не всегда правильно понимается родителями. Часто они прилагают большие усилия в этом отношении, учат сами детей, порой едва достигших пятилетнего возраста, чтению, письму, счету. И если ребенок научится читать по слогам, не умея связно произнести прочитанные слова, писать печатными буквами несколько слов, при этом заменяя одни буквы другими, или пропуская буквы в словах, если он выучит как поговорку, как стишок числовой ряд и может сосчитать до сотни, тысячи, родители часто полагают, что неплохо подготовили своего ребенка к обучению. 
Необходимо объяснять родителям, что такое представление о существе подготовке ребенка к школе глубоко неправильно. Прежде всего, обучение грамоте и счету не является первоочередной и единственной заботой в подготовке будущего школьника. К тому же родители не владеют специальными методическими приемами обучения.
Они вырабатывают у ребенка некоторые ошибочные навыки: дети учатся считать на пальцах, ошибаются в написании слова, потому что неправильно представляют себе звуковой состав, неверно держат ручку. И учителю порой приходиться переучивать таких ребят, что вызывает лишние затруднения как для него, так и для самих детей. 
Важная задача, которая стоит перед родителями и воспитателями детского сада, это создать общую установку, общую позицию ребенка по отношению к основному виду предстоящей деятельности – учению. Создание такой внутренней готовности необходимо для того, чтобы маленький ребенок мог быстро, достаточно легко, без лишних трудных переживаний, войти в новый для него образ жизни, приспособиться к новым требованиям, овладеть необходимыми на данном этапе навыками учебной деятельности.
Третье условие подготовки ребенка к обучению – формирование кругозора, общественных представлений, воспитание в духе любви к Родине, развитие чувства патриотизма, коллективизма. Необходимо не столько расширять кругозор детей, который у них и так достаточно велик, сколько уточнять имеющиеся представления об окружающей жизни, добиваться того, чтобы знания были осмысленными, чтобы дети умели ими пользоваться в разнообразной самостоятельной деятельности: в игре, рассказах, рисунках, в конструктивной деятельности. Очень важно, чтобы дети учились устанавливать связи между имеющимися у них знаниями и вновь узнаваемыми явлениями жизни , видеть простые закономерности явлений.
Четвертое условие – формирование соответствующего возрасту уровня трудовых навыков. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста лежит в основе воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Педагоги акцентируют  внимание родителей на необходимости активного трудового воспитания детей в семье, формирования прочных навыков элементарного самообслуживания, привычки к трудовым усилиям, активного участия в выполнении постоянных трудовых поручений в семье, в детском саду.
Пятая – двуединая и необходимая посылка для обучения – развитие у ребенка умения слушать, понимать речь взрослого и умение связно, грамотно передать в своей речи усвоенные знания. 
Родители знают, что даже двухлетний ребенок с удовольствием слушает сказки и охотно выполняет несложные поручения взрослого: «Принеси папе газету» или «Отдай бабушке ее очки». Но необходимо развивать у ребенка произвольное внимание, умение управлять им. Развитию у ребенка произносительных навыков, умения связно рассказывать, передавать впечатления о событиях, умения сосредоточенно слушать взрослых – не только близких – надо уделять постоянное внимание. Он должен владеть связной речью, уметь правильно и последовательно излагать свои мысли, вопросы, при этом выразительно говорить и правильно строить предложения.
Среди основных учебных действий, которыми уже должен владеть будущий школьник, важное место занимает счет, действия с простыми числами. Дети должны уметь не только называть подряд числа, но и иметь элементарное представление о соотношении чисел в пределах первого десятка, уметь найти заданное число в ряду, определить на сколько это число больше или меньше других, выполнять простые операции с числами.
Владение основными учебными действиями требует от ребенка достаточно развитых мыслительных способностей. Различные умственные операции, умственные действия, которыми должен владеть ребенок к семи годам, обнаруживаются в умении наблюдать заданное, выделять главное в картине ( рассказе ), подбирать примеры к какому-то правилу, проводить сравнения чисел, геометрических фигур, загадок, картин и др. Подготовленность к выполнению основных операций логического мышления выступает в тех рассуждениях, к которым дети прибегают, пытаясь сделать выбор, обосновать его, в подборе ими доказательств, примеров.  Вырабатывать такие механизмы мышления надо начинать заранее, тогда учебная работа по программе школы не будет трудной для ребят.
Нельзя забывать и значение выработки у будущего школьника необходимых привычек, навыков культуры поведения, общения, деятельности. Это следующие элементарные привычки и навыки : привычка здороваться или прощаться, когда человек входит в комнату, уходит, расстается с детьми, привычка благодарить за оказанную помощь или услугу, вежливого обращения к детям и взрослым. Для успешного учения в школе и для всей будущей жизни ребенка огромное значение имеют и более сложные навыки: ответственность при выполнении любого порученного дела, навык соблюдения норм и требований поведения, внимательное отношение к людям, привычка сдерживать свои порывы и др. Такие сложные привычки важны и для формирования характера в целом, для нравственного облика ребенка. Таким образом, можно сказать определенно, что ответственное отношение родителей к воспитанию детей, грамотный подход в деле подготовки их к школе – краеугольная основа успешности осуществления поставленной задачи.

                                                                                                                                                             Зам.зав. по ОД

Рогачевская Е.М

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.